«Ақмола облысы білім басқармасының  Ақкөл ауданы бойынша білім бөлімінің Өрнек ауылы жалпы  білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Орнек отдела образования по Аккольскому району управления образования Акмолинской области»

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Мамандық таңдау

План по профориентации на 2019-2020 учебный год

Цели

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

 

Задачи:

  • получение  данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся .
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профориентационной работы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках  технологии и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых  школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);
  • выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

 

Пояснительная записка

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы нашел возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и , в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях:  общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством директора, заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем,  учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

·        сформировать положительное отношение к труду;

·        научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

·        научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

·        научить анализировать свои  возможности  и  способности, (сформировать  потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

·        Профессиональная информация.

·        Профессиональное воспитание.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности  в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней  школе.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование -  изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Что касается форм работы, то это могут быть:

·        профориентационные уроки;

·        экскурсии;

·        классный час по профориентации;

·        встречи со специалистами;

·        профессиографические исследования;

·        родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

 

 

 

 

План профориентационной работы в школе

 на 2019-2020 учебный год

 

 

Содержание деятельности

сроки 

классы

      Ответственные

 

Организационная работа в школе

 

 

 

 

 

 

  1.  

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников X, XII кл.)

сентябрь

9-11

Зам. директора по УВР

  1.  

Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных

сентябрь

1-11

Зам. директора по УВР, Зам. директора по ВР

  1.  

Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами

В течение года

1-11

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители

  1.  

Практиковать отчетность учителей-предметников,  кл. руководителей, руководителей кружков о проделанной работе

В течение года

1-11

Зам. директора по ВР

  1.  

Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе

октябрь

7-11

Педагог - психолог

  1.  

Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся

сентябрь

1-11

Зам. директора по ВР

  1.  

Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи      профориентационной работы с учащимися

октябрь

7-11

Зам. директора по ВР

 

Работа с родителями

 

 

 
  1.  

Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

ноябрь

9-11

Зам. директора по воспитательной работе

  1.  

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов.
“Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”

В течение года

9-11

Кл. руководитель, 
Психолог

  1.  

Организовать встречи уч-ся с их родителями  -представителями различных профессий

декабрь

9-11

Кл. руководитель 
Учителя-предметники

  1.  

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения

В течение года

9-11

Кл. руководитель

  1.  

Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных).
“Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”
“Медицинские аспекты при выборе профессии”

По плану родительских собраний

9-11

Зам. директора по воспитательной работе 
Кл. руководители

  1.  

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации

март

9-11

Кл. руководители
Психолог

 

Работа с учащимися

 

 

 
  1.  

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города

В течение года

9-11

Кл. руководитель

  1.  

Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности «Карта интересов»

сентябрь

9-11

Психолог.
Кл. руководитель

  1.  

Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации

декабрь

9-11

Кл. руководитель
Психолог

  1.  

Классный час «В мир профессий»

февраль

5-11

Классные руководители

  1.  

Игра по профориентации

февраль

5-11

Вожатая

  1.  

Дискуссии «Успех в жизни»

март

5-11

Классные руководители

  1.  

Классный час  «Выбирая профессию»

март

9-11

Классные руководители

  1.  

Игра «Я – лидер»

апрель

5-11

Вожатая

  1.  

Конкрс актерского мастерства

апрель

5-11

Вожатая

  1.  

Информационный час «Свободное время с пользой»

апрель

5-11

Классные руководители

  1.  

Фестиваль «Звезды будущего»

апрель

5-11

Вожатая

  1.  

Тренинг «Я и другие»

мац

5-11

психолог

  1.  

консультация «Как подготовить ребенка к экзаменам»

май

9-11

психолог

  1.  

Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них учащихся.
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества

сентябрь

1-11

Учителя "Технологии"

  1.  

Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся

февраль

5-11

Психолог

  1.  

Организация пятой трудовой четверти.
Обеспечение участия учащихся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке:
- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством;
- знакомство со строительными профессиями;
- пришкольный лагерь  дневного пребывания с трудовым направлением.

май

7-9 кл

9-10 кл

Зам. директора по воспитательной работе 
Кл. руководители

  1.  

Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение

В течение года

5-11

Библиотекарь.

  1.  

Защита проектов
“Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана”
“Ступени мастерства”
“Мои жизненные планы, перспективы и возможности”

май

5-11

Кл. руководитель

             
 

Қосымшалар:

Жаңартылған күні: 01.01.1970 06:00
Құрылған күні: 01.11.2019 14:12

Текст