Цели
Задачи:
Пояснительная записка
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы нашел возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и , в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях: общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится под руководством директора, заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
· сформировать положительное отношение к труду;
· научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
· научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
· научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
· Профессиональная информация.
· Профессиональное воспитание.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Что касается форм работы, то это могут быть:
· профориентационные уроки;
· экскурсии;
· классный час по профориентации;
· встречи со специалистами;
· профессиографические исследования;
· родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
План профориентационной работы в школе
на 2019-2020 учебный год
|
Содержание деятельности |
сроки |
классы |
Ответственные |
||
|
Организационная работа в школе |
|
||||
|
|
|
||||
|
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников X, XII кл.) |
сентябрь |
9-11 |
Зам. директора по УВР |
||
|
Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных |
сентябрь |
1-11 |
Зам. директора по УВР, Зам. директора по ВР |
||
|
Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами |
В течение года |
1-11 |
Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители |
||
|
Практиковать отчетность учителей-предметников, кл. руководителей, руководителей кружков о проделанной работе |
В течение года |
1-11 |
Зам. директора по ВР |
||
|
Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом процессе |
октябрь |
7-11 |
Педагог - психолог |
||
|
Организовать помощь в разработке классных часов по профессиональной направленности учащихся |
сентябрь |
1-11 |
Зам. директора по ВР |
||
|
Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учащимися |
октябрь |
7-11 |
Зам. директора по ВР |
||
|
Работа с родителями |
|
||||
|
Организовать для родителей лекторий по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении» |
ноябрь |
9-11 |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
|
Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов. |
В течение года |
9-11 |
Кл. руководитель, |
||
|
Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий |
декабрь |
9-11 |
Кл. руководитель |
||
|
Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения |
В течение года |
9-11 |
Кл. руководитель |
||
|
Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных). |
По плану родительских собраний |
9-11 |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
|
Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации |
март |
9-11 |
Кл. руководители |
||
|
Работа с учащимися |
|
||||
|
Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города |
В течение года |
9-11 |
Кл. руководитель |
||
|
Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности «Карта интересов» |
сентябрь |
9-11 |
Психолог. |
||
|
Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации |
декабрь |
9-11 |
Кл. руководитель |
||
|
Классный час «В мир профессий» |
февраль |
5-11 |
Классные руководители |
||
|
Игра по профориентации |
февраль |
5-11 |
Вожатая |
||
|
Дискуссии «Успех в жизни» |
март |
5-11 |
Классные руководители |
||
|
Классный час «Выбирая профессию» |
март |
9-11 |
Классные руководители |
||
|
Игра «Я – лидер» |
апрель |
5-11 |
Вожатая |
||
|
Конкрс актерского мастерства |
апрель |
5-11 |
Вожатая |
||
|
Информационный час «Свободное время с пользой» |
апрель |
5-11 |
Классные руководители |
||
|
Фестиваль «Звезды будущего» |
апрель |
5-11 |
Вожатая |
||
|
Тренинг «Я и другие» |
мац |
5-11 |
психолог |
||
|
консультация «Как подготовить ребенка к экзаменам» |
май |
9-11 |
психолог |
||
|
Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них учащихся. |
сентябрь |
1-11 |
Учителя "Технологии" |
||
|
Проведение диагностики по выявлению интересов учащихся |
февраль |
5-11 |
Психолог |
||
|
Организация пятой трудовой четверти. |
май |
7-9 кл 9-10 кл |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
|
Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение |
В течение года |
5-11 |
Библиотекарь. |
||
|
Защита проектов |
май |
5-11 |
Кл. руководитель |
||
|