План профориентационной работы КГУ "Общеобразовательная школа села Орнек"
на 2021-2022 учебный год
Цели
Задачи:
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учереждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы нашел возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и , в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях: общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится под руководством директора, заместителями по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Профессиональная консультация
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Что касается форм работы, то это могут быть:
Содержание деятельности |
Ответственные |
||
Организационная работа в школе |
|||
Оформление уголка по профориентации.
“В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”. |
Классные руководители 7-11 классов |
||
Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. |
Зам. директора по воспитательной работе |
||
Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению |
Библиотекарь |
||
Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений |
Администрация |
||
Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных |
Зам. директора по УВР, Зам. директора по ВР |
||
Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами |
Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители |
||
Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости |
Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители |
||
Работа с родителями |
|||
Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, курсов по выбору, факультативов. |
Кл. руководитель, |
||
Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий |
Кл. руководитель |
||
Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения |
Кл. руководитель |
||
Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, профориентации, стендов, к организации экскурсий |
Кл. руководитель |
||
Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации |
Кл. руководители |
||
Организовать для родителей встречи со специалистами. |
11 кл |
Кл. руководители |
|
Работа с учащимися |
|||
Допрофильная подготовка |
Учителя-предметники |
||
Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города |
6-11 кл.. |
Кл. руководитель |
|
Организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профнаправленности |
Психолог. |
||
Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации |
Кл. руководитель |
||
Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др. |
1-4 кл |
Зам. директора по воспитательной работе |
|
Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии" |
Учителя "технологии" |
||
Организация и проведение с учащимися выставок “В мире профессий”: |
Кл. руководители, библиотекарь. |
||
Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) |
5-11кл. |
Кл. руководители |
|
Организация и проведение встреч с представителями различных профессий |
Кл. руководители |
||
Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т.д. |
1-4 кл. |
Учителя- |
|
Организация экскурсий в «Центр занятости», помощь в определении профиля обучения |
10-11кл. |
Кл. руководители, психолог |
|
Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них учащихся. |
Учителя "Технологии" |